Можно порадоваться тому, что большинство чартерных компаний в сложившейся ситуации достаточно адекватно ведет себя по отношению к клиентам.
Понятно, что из-за запрещающих мер по всему миру останавливаются целые производства. Индустрия туризма и, в частности, яхтинга несет колоссальные убытки.
И все же давайте посмотрим в завтрашний день. Часть убытков государства возьмут на себя. Правительства всех стран безоговорочно поддержат свои авиакомпании. Скорее всего — послабления в налогообложении будут предоставлены отелям, гостиницам, крупным турфирмам и туроператорам — ведь очевидно, что потери, связанные с карантином — не повод разрушать сложившиеся денежные потоки.
Но, положа руку на сердце, ответьте мне на простой вопрос — а кто поможет небольшим чартерным компаниям? У которых в составе флота, к примеру, 10-15 яхт и масса возникших обязательств?
По сути получится — никто, кроме нас с вами, любителей парусов и яхтинга.
Я не берусь судить о тех убытках, которые сейчас придется подсчитывать владельцам и руководителям компаний. Они будут огромны. И здесь мне хочется упредить тот негатив, который каждому из нас, имеющих отношение к плаваниям на арендованных яхтах, предстоит прочувствовать…
Начну с обращения к обычной логике.
У каждой из компаний на весну, лето и осень нынешнего года уже давно прописано множество недельных контрактов. Предположим, что сейчас им предстоит переоформлять заказы только на ту часть сезона, которая наступает в апреле, мае и июне. У чартерных компаний — всего три варианта. Первый — предложить перенести забронированные недели аренды с весны на лето, или на осень 2020 года. Второй — все недели чартера этого года перенести на те же даты (понятно, что с «привязкой» к субботам и воскресеньям) следующего, 2021 года. Третий — вернуть клиентам, то есть нам с вами, за вычетом каких-то издержек, все предоплаты, сделанные с конца прошлого года и до середины марта нынешнего.
Поверьте, я никоим образом не пытаюсь очернить людей и компании, предоставлявшие исправно в течении многих лет и хорошие яхты, и приличный сервис, поскольку со многими уже давно сложилось и взаимопонимание, и дружеские отношения.
Тем не менее — «Платон мне друг, но истина — дороже!» Третий вариант большая часть компаний вряд ли «потянет»! Потому как большая часть средств, поступивших на их счета, давно распределена по текущим «заботам» — это и погашение кредитов за новые яхты, и стоимость стоянок в маринах, и ремонт существующего флота. Да та же зарплата персонала прошедшей зимой.
Первый вариант мне тоже кажется маловероятным. Если компания успешная, исправно продвигает свои услуги на рынке яхт-чартера, то наверняка большая часть сезона уже распланирована. И предложения переноса ближайших недель чартера будут сделаны исходя из «загруженности» флота во второй половине лета. К этому добавится множество других, влияющих на будущее решение, факторов. Не каждому заказчику удастся перенести отпуска, не всем подойдет отдых, предложенный, например, в октябре… Ну, и никто пока не заявил (имеются в виду чартерные компании) о том, что летом вам предоставят яхту по ценам, сложившимся весной и с теми же скидками, которые дают все компании — за раннее бронирование, «за верность флагу» (постоянным заказчикам), и так далее… Поэтому — перенос будет предложен, но — с оговорками, возможно — с другими ценами. Ваше право — соглашаться с этим или нет.
По сути, остается только второй вариант. Он более понятен, там невозможно (на сегодняшний день) придумать некие дополнителные «накрутки». Но он отдаляет время нашего отдыха на целый год.
Невольно, (объективно рассуждая, разумеется) приходишь к выводу — все компании, с которыми приходится иметь на сегодня дело, получают (в силу обстоятельств, не специально) что-то вроде беспроцентного кредита. И каждый из нас понимает, какую сумму кредита он «инвестировал» в чартер. Маленькой эта сумма не может быть по определению, поэтому я хотел бы обозначить тот вопрос, который волей-неволей «вертится» в голове.
Ведь все наши денежные взносы определены конкретными договорами. В них прописаны действия сторон на случай различных форс-мажорных обстоятельств. Но! Компаний множество, типовые договоры в этой сфере бизнеса крайне редки — а значит, каждая компания заключает договор, сформулированный чаще всего на уровне имеющегося собственного практического опыта, не более. Так вот — посмотрите, господа, ту часть ваших договоров, которая касается форс-мажорных обстоятельств, имеющих место быть в настоящее время. Соблюдены ли в них ваши интересы?
По правде говоря — и наши-то, российские договоры «страдают» расплывчатостью формулировок! А уж договоры, подтверждающие право на аренду яхты, сегодня имеющиеся у вас, да еще написанные на английском языке — и подавно!
Что, при ухудшении обстановки на рынке приведет вас к реальным финансовым потерям.
Другими словами, чартерная компания вынуждена будет поставить всех, кто планировал отдохнуть этой весной и внес за это аванс, в своеобразную очередь. И каждому будут предложены более-менее выгодные условия на будущий чартер. (Это при самом главном условии — что фирма продолжает существовать и бороться за выживание!) Но… при этом менеджмент компаний откровенно встает перед соблазном получить новые средства от новых клиентов! (Увы, законы бизнеса везде одинаковы.)
Такая вот картинка вырисовывается передо мной на данный момент. Она — усредненная, возможно, слово «очередь» звучит достаточно резко. И кому-то повезет больше, но кому-то — все равно — меньше. Просто, оценивая сегодняшнюю ситуацию с учетом опыта общения с чартерными компаниями, я бы сделал два шага. Один — это пересмотрел бы условия существующего договора и, посоветовавшись со знакомыми юристами, попробовал бы внести ясность в уже прописанные обязательства чартерной компании на случай общемировых катаклизмов. Возможно, взялся бы за «прописывание» дополнений к договору, подтверждающих обязанность компании либо предоставить те же условия чартера, но в другие сроки, либо конкретно — возврат ранее внесенных средств. И никаких в данный момент доплат до полной суммы аренды, упаси боже! Ну, и второй шаг — решившись на перенос чартера, попросту настоял бы на оформлении нового договора на следующий год, возможно — на похожие сроки, возможно — на ту же яхту. Но с учетом уже внесенного аванса, с обозначенными на данный момент условиями и ценами. И — с внятно оформленным пунктом в договоре, касающимся возврата денег «в случае чего…»
(Приходится вспоминать, что система судопроизводства в любой стране имеет огромное количество недостатков, и подготовиться к общению с ней лучше заранее, тогда может быть удастся встать в ту «очередь» на предоставление услуг не совсем последними…)
Почему мне кажется важным подумать об этом сейчас? Потому что в данный момент, когда любой компании важно продержаться, вам будут давать любые — как устные, так и письменные обязательства сохранности полученных денег. Чуть позже, когда паника и запреты начнут забываться, разговор будет вестись уже совершенно в другой тональности. Увы…
Ну, а по прошествии какого-то времени станет ясно — сильно ли я ошибся…
Хотя — дай нам бог размышлять лишь о потраченных деньгах, а не о потерянном здоровье! И — всем удачи!
По сути получится — никто, кроме нас с вами, любителей парусов и яхтинга.
Я не берусь судить о тех убытках, которые сейчас придется подсчитывать владельцам и руководителям компаний. Они будут огромны. И здесь мне хочется упредить тот негатив, который каждому из нас, имеющих отношение к плаваниям на арендованных яхтах, предстоит прочувствовать…
Начну с обращения к обычной логике.
У каждой из компаний на весну, лето и осень нынешнего года уже давно прописано множество недельных контрактов. Предположим, что сейчас им предстоит переоформлять заказы только на ту часть сезона, которая наступает в апреле, мае и июне. У чартерных компаний — всего три варианта. Первый — предложить перенести забронированные недели аренды с весны на лето, или на осень 2020 года. Второй — все недели чартера этого года перенести на те же даты (понятно, что с «привязкой» к субботам и воскресеньям) следующего, 2021 года. Третий — вернуть клиентам, то есть нам с вами, за вычетом каких-то издержек, все предоплаты, сделанные с конца прошлого года и до середины марта нынешнего.
Поверьте, я никоим образом не пытаюсь очернить людей и компании, предоставлявшие исправно в течении многих лет и хорошие яхты, и приличный сервис, поскольку со многими уже давно сложилось и взаимопонимание, и дружеские отношения.
Тем не менее — «Платон мне друг, но истина — дороже!» Третий вариант большая часть компаний вряд ли «потянет»! Потому как большая часть средств, поступивших на их счета, давно распределена по текущим «заботам» — это и погашение кредитов за новые яхты, и стоимость стоянок в маринах, и ремонт существующего флота. Да та же зарплата персонала прошедшей зимой.
Первый вариант мне тоже кажется маловероятным. Если компания успешная, исправно продвигает свои услуги на рынке яхт-чартера, то наверняка большая часть сезона уже распланирована. И предложения переноса ближайших недель чартера будут сделаны исходя из «загруженности» флота во второй половине лета. К этому добавится множество других, влияющих на будущее решение, факторов. Не каждому заказчику удастся перенести отпуска, не всем подойдет отдых, предложенный, например, в октябре… Ну, и никто пока не заявил (имеются в виду чартерные компании) о том, что летом вам предоставят яхту по ценам, сложившимся весной и с теми же скидками, которые дают все компании — за раннее бронирование, «за верность флагу» (постоянным заказчикам), и так далее… Поэтому — перенос будет предложен, но — с оговорками, возможно — с другими ценами. Ваше право — соглашаться с этим или нет.
По сути, остается только второй вариант. Он более понятен, там невозможно (на сегодняшний день) придумать некие дополнителные «накрутки». Но он отдаляет время нашего отдыха на целый год.
Невольно, (объективно рассуждая, разумеется) приходишь к выводу — все компании, с которыми приходится иметь на сегодня дело, получают (в силу обстоятельств, не специально) что-то вроде беспроцентного кредита. И каждый из нас понимает, какую сумму кредита он «инвестировал» в чартер. Маленькой эта сумма не может быть по определению, поэтому я хотел бы обозначить тот вопрос, который волей-неволей «вертится» в голове.
Ведь все наши денежные взносы определены конкретными договорами. В них прописаны действия сторон на случай различных форс-мажорных обстоятельств. Но! Компаний множество, типовые договоры в этой сфере бизнеса крайне редки — а значит, каждая компания заключает договор, сформулированный чаще всего на уровне имеющегося собственного практического опыта, не более. Так вот — посмотрите, господа, ту часть ваших договоров, которая касается форс-мажорных обстоятельств, имеющих место быть в настоящее время. Соблюдены ли в них ваши интересы?
По правде говоря — и наши-то, российские договоры «страдают» расплывчатостью формулировок! А уж договоры, подтверждающие право на аренду яхты, сегодня имеющиеся у вас, да еще написанные на английском языке — и подавно!
Что, при ухудшении обстановки на рынке приведет вас к реальным финансовым потерям.
Другими словами, чартерная компания вынуждена будет поставить всех, кто планировал отдохнуть этой весной и внес за это аванс, в своеобразную очередь. И каждому будут предложены более-менее выгодные условия на будущий чартер. (Это при самом главном условии — что фирма продолжает существовать и бороться за выживание!) Но… при этом менеджмент компаний откровенно встает перед соблазном получить новые средства от новых клиентов! (Увы, законы бизнеса везде одинаковы.)
Такая вот картинка вырисовывается передо мной на данный момент. Она — усредненная, возможно, слово «очередь» звучит достаточно резко. И кому-то повезет больше, но кому-то — все равно — меньше. Просто, оценивая сегодняшнюю ситуацию с учетом опыта общения с чартерными компаниями, я бы сделал два шага. Один — это пересмотрел бы условия существующего договора и, посоветовавшись со знакомыми юристами, попробовал бы внести ясность в уже прописанные обязательства чартерной компании на случай общемировых катаклизмов. Возможно, взялся бы за «прописывание» дополнений к договору, подтверждающих обязанность компании либо предоставить те же условия чартера, но в другие сроки, либо конкретно — возврат ранее внесенных средств. И никаких в данный момент доплат до полной суммы аренды, упаси боже! Ну, и второй шаг — решившись на перенос чартера, попросту настоял бы на оформлении нового договора на следующий год, возможно — на похожие сроки, возможно — на ту же яхту. Но с учетом уже внесенного аванса, с обозначенными на данный момент условиями и ценами. И — с внятно оформленным пунктом в договоре, касающимся возврата денег «в случае чего…»
(Приходится вспоминать, что система судопроизводства в любой стране имеет огромное количество недостатков, и подготовиться к общению с ней лучше заранее, тогда может быть удастся встать в ту «очередь» на предоставление услуг не совсем последними…)
Почему мне кажется важным подумать об этом сейчас? Потому что в данный момент, когда любой компании важно продержаться, вам будут давать любые — как устные, так и письменные обязательства сохранности полученных денег. Чуть позже, когда паника и запреты начнут забываться, разговор будет вестись уже совершенно в другой тональности. Увы…
Ну, а по прошествии какого-то времени станет ясно — сильно ли я ошибся…
Хотя — дай нам бог размышлять лишь о потраченных деньгах, а не о потерянном здоровье! И — всем удачи!