Существует вопрос, который «напрягает» любого шкипера. И, соответственно, весь его экипаж. Это — манера обращения с предлагаемой в комплекте с яхтой надувной шлюпкой («тузиком»). Вообще, по поводу хранения надувной лодочки, состоящей в перечне необходимого для плавания оборудования чартерной яхты написаны тысячи и тысячи статей. Одни доказывают, что шлюпку нужно хранить на палубе, в подготовленном к спуску состоянии, другие — с неменьшим количеством аргументов рассказывают, насколько удобно держать дополнительное плавсредство привязанным за кормой. И переводят процесс обсуждения в область веревок (хорошо ли, качественно или не совсем завязываются узлы). Мимоходом подчеркивая самый значимый момент — спущенная и постоянно находящаяся по корме при движении шлюпка уже готова для проведения любых спасательных операций
-от поиска свалившихся за борт вещей до спасения экипажа в случае (не дай бог, конечно) затопления яхты. Вынужден сразу же высказать достаточно жесткую, но проверенную временем позицию. Сторона, отстаивающая размещение шлюпки на кормовом швартове в процессе движения по маршруту просто отстаивает … собственную лень. Ну, или скажем мягче — трудоемкость операции «спуск — подъем» превышает допустимые на отдыхе физические возможности членов экипажа. Соответственно, коллектив «просто вынужден…» держать лодку под бортом! С чувством сожаления обсуждаются примеры появления на обычных, порой самых маленьких яхтах (в основном частных), всяких приспособлений — кранбалок, шлюпбалок, систем блоков для подъема шлюпок. Уже и не на палубу, а всего лишь над водой, с последующей фиксацией к плоскости транца. Но (какая жалость!) — не на выбранной ими яхте! Высказываясь против практики постоянных буксировок я попробую озвучить несколько моментов. Первое — многие готовы доказывать, что нет смысла поднимать шлюпку на палубу, если от одной якорной стоянки до другой — всего несколько часов ходу. Вероятно — да, но есть ли стопроцентная гарантия, что маршрут не поменяется? Уверяю вас — не всегда! Ведь могут поменяться условия плавания, захочется зайти в промежуточный порт или бухту. А при изменении погоды уборка шлюпки уже становится крайне необходима… Очевидно, что в более сложных погодных условиях это не всегда будет безопасно… И тогда рулевому (шкиперу) придется делить свое внимание между движением яхты по курсу и сохранением «болтающейся» за кормой шлюпкой. Второе — насколько сама шлюпка защищена от заливания и брызг во время хода яхты? Несложно представить, что от встречной волны и брызг за несколько часов хода внутри накопится немалое количество воды. И ее придется вычерпывать, протирать баллоны от высыхающей, с разводьями соли на баллонах, забортной воды. А сопротивление корпуса лодочки, которое незаметно, но постоянно «отнимает» у вас скорость? Третье (полюбившееся многим за последнее время) — считается, что при наличии дополнительного плавсредства у борта гораздо проще вставать на популярные буйковые стоянки. Ну да — подошел, матрос прыгает в шлюпку и спокойно заводит швартов в кольцо на буйке, чтобы потом передать концы на носовую палубу яхты. И, поскольку «транспорт» уже у борта, — отчего бы и не прогуляться по бережку? Должен согласиться — выглядит красиво, заманчиво. Хотя «трудозатраты» при подходе сопоставимы с обычным маневром на яхте и креплением швартова петлей с кормовой площадки вашего «кораблика». Наверное, при значительных, под двадцать метров длины размерах парусника, подобный вариант будет самым практичным. В остальных же случаях маневренность современных яхт … более чем достаточна, чтобы обходиться без этой излишней суеты. Жизнь показывает, что ни один экипаж, поставив лодку на буй, никогда не торопится сразу переместиться на берег. Сборы, переодевания, распределение забот по экипажу, приборка… Поэтому выигрыш во времени, якобы возникшем в случае со спущенной заранее и буксируемой лодочкой — надуманный. А вот вероятность потерять это … имущество на ходу — вполне реальна. И, увы, проверена! Депозит, в отличии от шлюпки — не «резиновый»… Не призываю безоговорочно принимать мою точку зрения. Достаточно будет, если каждый, от кого зависит организация корабельной жизни, мысленно представлял «уплывающую» в голубую даль моря пачку евро или долларовых купюр… Безвозвратно, увы!