Совсем скоро — 11 июня мы сможем вспомнить одну знаковую, яркую для всех любителей паруса дату. 60 лет назад в этот день был дан старт первой трансатлантической гонке яхтсменов-одиночек! Удивительно для сегодняшних реалий парусных регат были сформулированы правила того состязания. Они были просты, в них лишь определялась линия старта и линия финиша. А единственным обязательным условием оставалось одно — личное обслуживание парусной яхты, которая при этом могла быть любого типа и любых размеров.
Об участии в этом проекте заявили четверо англичан — Гарольд Хазлер, Фрэнсис Чичестер, Дэвид Льюис и Вэл Хауэлз. Пятым участие в гонке подтвердил француз Жан Лакомб.
Надо сказать, что идею организации таких соревнований еще в 1956 году предложил англичанин Гарольд Хазлер, отставной офицер британского флота, герой антифашистского сопротивления. Но в течение двух последующих лет предложение Хазлера не вызывало никаких откликов. И лишь в 1959 году появился первый кандидат. Им стал Фрэнсис Чичестер. Чичестер и Хазлер совместно с репортером лондонского еженедельника «Обсервер» Брэшером создали организационную комиссию гонок яхтсменов-одиночников при Королевском западном яхт-клубе (Royal Western Jacht Club).
Как это ни странно, но заявившая о своем желании участвовать в такой авантюре пятерка, а в дальнейшем и ее старт, вызвали огромный интерес во всем мире, особенно в среде яхтсменов. К тому моменту лишь несколько смельчаков замахивались на пересечение океана в одиночку. Так, Ален Жербо путь через Атлантику прошел за 101 день. В 1938 году немец Х.Гербер переплыл в одиночку Атлантический океан за 50 дней, а швейцарец Ганс де Мейс-Теуффен в 1946 году — за 56 дней. Соответственно, публика настраивалась на продолжительность гонки не меньшую, чем в два месяца!
И вот, в назначенный час 11 июня четыре англичанина пересекли стартовую линию, французу же пришлось выйти в плавание с пятидневным опозданием. Весьма странно выглядели яхты, маневрировавшие на старте. Например, Хазлер плыл на яхте «Джестер», специально подготовленном и оснащенном для дальнего плавания «фолькботе», длиной 7,64 м, водоизмещением около 2,2 т, с китайским люгерным парусом. Френсис Чичестер стартовал на 13-тонной яхте «Джипси-Мот III» длиной 12,06 м, за год до этого события построенной в Ирландии по чертежам знаменитого Роберта Кларка. Льюис использовал яхту «Кардинал верту» серийного производства, длиной 7,6 м, с обычным парусным вооружением. (Кстати, после гонок эта яхта была продана и в дальнейшем прекрасно справилась с трудным кругосветным рейсом.) «Эйра», яхта Хауэллза была таким же «фолькботом», как и «Джестер» Хазлера, но с традиционной парусной оснасткой. Самой же маленькой была яхта «Мыс Горн» Лакомба — длина яхты не превышала 6,5 м, а площадь парусов — всего 21,5 кв.м.
Каково же было удивление следивших за гонкой наблюдателей, когда 21 июля, всего через 40 дней после старта яхта Френсиса Чичестера пересекла линию финиша! Он прошел всю трассу за 40 дней 12 часов и 30 минут. Через 48 дней после старта гонку закончил Хазлер, через 56 дней — Льюис, через 63 дня — Хауэллз и через 69 дней — Лакомб.
Именно с этого момента воды северной Атлантики стали местом, где померяться силами и вступить в единоборство со стихией регулярно пытаются сотни и сотни смельчаков! А начиналось все вот с этих джентльменов — слева направо: Френсис Чичестер, Блонди Хазлер, Вэл Хауэлз, Дэвид Льюис. Поклон им и уважение!